Ремонт корпуса и оборудования судов

Прилив[1]

В процессе эксплуатации корпус, оборудование и детали судовых механизмов подвергаются воздействию различных физических и химических факторов, которые вызывают деформацию, поломку и изнашивание. Изнашиванием называется постепенное разрушение поверхностных слоев деталей, в результате чего изменяются их размеры и форма и наступает износ. К основным причинам износа относят коррозию, трение, усталость металла, ударные нагрузки, кавитацию, эрозию.

Под ремонтом судна понимается комплекс операций по восстановлению исправного и работоспособного состояния судна на определенный интервал времени.

В соответствии с «Положением о технической эксплуатации морского флота» ремонт судов предусматривает следующие виды планово-предупредительного ремонта: для судовых конструкций и технических средств — текущий и капитальный, для судов в целом — заводской и доковый.

Текущий ремонт судовых конструкций и технических средств осуществляется с целью гарантированного обеспечения их работоспособности. К текущему ремонту относятся: переборка судовых технических средств с заменой быстроизнашивающихся элементов, очистка и окраска судовых конструкций, переборка и устранение неплотностей судовых трубопроводов и т. д.

Капитальный ремонт судовых конструкций и технических средств выполняют с целью восстановления их работоспособности и полного или близкого к полному восстановления ресурса (срока службы) с восстановлением или заменой любых элементов. К капитальному ремонту относятся замена отдельных секций, переборка технических средств с заменой любых элементов, установка новых серийных механизмов с лучшими технико-экономическими характеристиками и т. п.

Заводской ремонт судна состоит в восстановлении его исправного технического состояния после определенного периода эксплуатации и заключается в восстановлении любых элементов судна, включая базовые. В зависимости от технического состояния судна в объеме заводского ремонта выполняют работы по текущему и капитальному ремонтам судовых конструкций и технических средств.

Доковый ремонт судна осуществляется с использованием средств судоподъема и заключается в восстановлении исправного технического состояния его подводной части. В процессе докового ремонта производится очистка и окраска наружной обшивки с целью ее защиты от коррозии и обрастания, ремонт движительно-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры и других элементов подводной части судна, ремонт которых на плаву невозможен.

Кроме планово-предупредительного ремонта (ППР) «Положением о технической эксплуатации морского флота» предусмотрены поддерживающий, восстановительный и аварийный ремонты.

Поддерживающий ремонт осуществляется на судах, уже исключенных из системы ППР. Для таких судов, эксплуатируемых до предельного износа, характерны большие эксплуатационные ограничения, поэтому их поддерживают в эксплуатационном состоянии сравнительно небольшим по объему ремонтом.

Восстановительный ремонт проводят на уникальных судах, выбывших из состава действующего флота вследствие изношенности. Ремонт выполняется только при условии окупаемости затрат и рентабельности дальнейшей эксплуатации. После выполнения этого ремонта судно вводится в планово-предупредительную систему ремонта.

Для устранения аварийных повреждений выполняют аварийный ремонт в объеме, обеспечивающем безопасность плавания, а все остальные ремонтные работы стремятся отложить до очередного планового.

Судоремонтное производство ММФ сосредоточено на судоремонтных заводах (СРЗ), находящихся в ведении пароходств.

Техническое обслуживание выполняется судовыми экипажами, а также базами технического обслуживания (БТО) и станциями подводной очистки (СПО), являющимися структурными подразделениями пароходств. Часть работ по техническому обслуживанию выполняют судоремонтные заводы.

Ремонтная ведомость — основной документ, определяющий перечень и объем работ по судоремонту, а также его стоимость, срок и технологию. Работа судоремонтного завода планируется на основании ремонтных ведомостей, которые составляются отдельно по корпусной, механической, электрической и радионавигационной частям, а также по доковым работам начальниками судовых служб и утверждаются капитанами судов.

Неотъемлемой частью всякого судоремонтного предприятия являются средства судоподъема для проведения докового ремонта. На морских судоремонтных заводах для судоподъема предусматриваются сухие или плавучие доки, а на речных — в большинстве случаев продольные и поперечные слипы.

Применяются также вертикальные судоподъемники с гидроприводом. Платформы с установленными на них кильблоками опускают в нижнее положение, заводят судно, центруют, и платформу вместе с судном поднимают в верхнее положение, после чего судно перемещают в продольном или поперечном направлении. Большое практическое применение имеет частичное осушение подводной части корпуса для ремонта судов, без выполнения сложных операций по судоподъему. Такое частичное осушение может выполняться с помощью кессонов. Кессон представляет собой ящик, (отсек), изготовленный по обводам судна (в районе ремонта).


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика